Страны Закавказья @ru

Кавказский регион, который подразделяют на Северный Кавказ и  Закавказье, расположен между Азовским и Черным морями с одной стороны и Каспийским морем – с другой стороны и имеет геостратегическое значение в связи с тем, что он не только служит местом встречи между Востоком и Западом, а именно Центральной Азией и Европой, но, что более важно, между северным и южным регионом. Северный Кавказ помечает южную границу России и санитарно-защитную зону Закавказья, в состав которой входят независимые республики Армении, Грузии и Азербайджана.

К закавказским республикам СНГ относят три пограничные с Россией страны: Азербайджан, Грузию, а также Армению, которые в советский период составляли один Закавказский экономический район. Самой крупной республикой по площади и населению является Азербайджан, самой маленькой — Армения. Экономико-географическое положение закавказских республик в настоящее время ухудшилось. Несколько точек военных действий в этом регионе нанесли непоправимый вред всему хозяйственному комплексу. Сейчас нет прямого железнодорожного сообщения из Грузии в Россию через Абхазию, сложность связей Азербайджана с Нахичеванской Республикой, входящей в состав Азербайджана, вызвана армяно-азербайджанским конфликтом из-за Нагорного Карабаха.

Промышленность стран Закавказья. Сейчас, как и везде в СНГ, в республиках Закавказья на первый план вышли отрасли, имеющие собственное ресурсное обеспечение. Азербайджан наращивает объемы добычи нефти и газа, привлекая для этого значительные иностранные инвестиции. Грузия в настоящее время выделяется как крупный экспортер марганцевой руды, а также пытается восстановить связи с Россией с точки зрения продажи на наш рынок вина и цитрусовых. Армения, испытывающая самые серьезные энергетические трудности, вынуждена была вновь пустить закрытую после Спитакского землетрясения (1988г.) атомную электростанцию. Это позволило в какой-то мере восстановить выплавку меди и молибдена.

Сельское хозяйство. В Грузии, где значительная часть равнинных пространств располагается во влажном субтропическом климате, развитие получило выращивание чая, цитрусовых, табака, в долинах Куры и Алазани значительные площади заняты под виноградники. Из полевых культур выращивают пшеницу, ячмень, кукурузу. В горных районах выпасают овец. В Азербайджане климат гораздо суше, что приводит к использованию в земледелии дополнительного орошения для выращивания хлопчатника, овощей, зерновых культур. В северных и западных районах так же как и в Грузии, выращивают виноград. Значительные территории полупустынных пастбищ используются для выпаса тонкорунных и каракульских овец. Армения отличается от двух других республик более суровыми климатическими условиями. Виноград здесь на зиму приходится укрывать от сильных морозов, но, в связи с сухостью климата, гроздья летом набирают много сахара, что позволяет вырабатывать коньяки. В Араратской долине выращивают овощи, зерновые, по склонам много персиковых и абрикосовых садов. Из полезных ископаемых здесь встречаются уголь, нефть, газ, алуниты, соли. Из метаморфических и магматических можно выделить руды железа, марганца, меди, молибдена, полиметаллические, а также залежи мрамора, туфа, пемзы, мышьяковых и баритовых руд.

Считается, что Армения является экономическим аутсайдером, «бедной родственницей» в Закавказье, особенно на фоне, на первый взгляд, более удачливых и предприимчивых соседей:

  • Азербайджана, постоянно интересующего инвесторов своими запасами нефти и благодаря этому, обеспечившего более или менее приемлемый уровень жизни своего населения;
  • Грузии, «экономическое» чудо которой держится в основном на внешних «вливаниях», ряде реформ.

В 2009 году Азербайджан второй раз в новейшей истории проиграл Грузии и Армении по объёму прямых иностранных инвестиций (FDI), хотя и был единственным из указанных трёх государств, где FDI возросли.

Согласно отчёту Asian Development Outlook (ADO) 2010, подготовленному Азиатским банком развития (ADB), в прошлом году FDI в экономику Азербайджана выросли с $15 млн. до $472 млн., но страна второй год подряд оказалась лишь третьей по их объёму на Южном Кавказе. В Грузии, которая осталась лидером, FDI упали с $1523 млн. до $765 млн., а в Армении – с $925 млн. до $700 млн. При этом население и Армении, и Грузии уступает по численности населению Азербайджана в 3 раза. По среднедушевому производству ВВП Азербайджан не превосходит и даже несколько уступает Армении. По характеру развития экономики, «армянская модель» более предпочтительна, так как в Армении одновременно развиваются традиционные отрасли. По структуре блок отраслей тяжелой промышленности Армения во многом схожа с Азербайджаном. Однако те же отрасли, которые в Армении получили развитие, в Азербайджане либо ликвидированы, либо дезориентированы и находятся в упадке (органический синтез, алюминиевая, электротехническая промышленность). В Азербайджане, по существу, свернута легкая промышленность, тогда, как в Армении эта отрасль развивается опережающими темпами и в основном ориентирована на экспорт. За последние два года Армения опередила Азербайджан по темпам развития экономики и промышленности. После завершения нефтяного бума, реальные иностранные инвестиции в Азербайджан стали уступать инвестициям в Армению. Грузия по ВВП на душу населения по ППС в 2009 году ($4 500) находилась на 149 месте из 228, позади нее из постсоветских государств только Кыргызстан, Молдова и Узбекистан. По экономическим показателям Грузия сегодня не дотягивает и до половины своих достижений 1990 года, в соседних Азербайджане и Армении этот показатель намного лучше.

Армения

К факторам современного негативного влияния на экономику Армении по мнению экспертов Академии трейдинга Masterforex-V можно отнести:

1) Внешнеполитический фактор – недружественное внешнее окружение.

  • Граница с Азербайджаном давно закрыта из-за нагорно-карабахского конфликта;
  • транспортный коридор с Турцией практически не работает в связи с расхождениями в оценке геноцида армян;
  • выход во внешний мир оставался только через небольшой участок армяно-иранской границы, но и здесь всё непросто, как известно, на Иран наложены международные санкции, что, естественно, ограничивает двусторонние отношения. Главная же внешнеполитическая проблема Армении – это неурегулированность отношений с Азербайджаном.
  • вытекающая из недружественного внешнего окружения зависимость Армении от России, использующей армяно-азербайджанский конфликт в своих целях;
  • противоречия Армении с Грузией из за населённой армянами Джавахетии Грузии как о потенциальном маленьком «Карабахе».

2) Негативные социально-экономические факторы дальнейшего развития Армении, конечно же, больше:

  • самая маленькая из республик бывшего СССР, размером меньше Московской области, к тому же без выхода к морю;
  • небогатая природными ресурсами. Имеются небольшие запасы меди, цинка, молибдена, золота, свинца и бокситов. Отсюда большая зависимость от импорта нефти, газа, высоких технологий с их рынком пониженной конкуренции и от экспорта металлов, где конкурентов хоть пруд пруди. * отсутствие транзитного потенциала и поступлений в бюджет из этого источника;
  • отсутствие транзитного потенциала и поступлений в бюджет из этого источника;
  • распад СССР, практически убивший промышленность страны, которая на 90% была интегрирована в общесоюзную экономику. Для Армении ликвидация СССР имела просто-таки катастрофические последствия. Cегодня предприятиям (конечно, которые выжили) не хватает не только сырья, но и рынков сбыта.
  • выпавшие на долю Армении многочисленные бедствия, прежде всего, землетрясение силой в 7 балов 1988 года, охватившее почти 40% территории республики, унёсшее не менее 25 тысяч жизней и снизившее производство на четверть;
  • военный конфликт из-за Нагорного Карабаха с Азербайджаном, завершившийся блокадой, из-за чего армяне оказались без работы, а дома – без света и тепла.
  • массовая эмиграция трудоспособного населения из Армении.
  • высокая концентрация и монополизация производства и капиталов;
  • невозможность получить инвестиции от приватизации госсобственности, т.к. промышленность либо развалена, либо продана в частные руки. Проданы все крупные предприятия страны;
  • сравнительно низкая доля малых и средних предприятий в ВВП, среди которых к тому же практически нет производственных предприятий. Армения перестаёт быть страной, производящей продукт;
  • огромный торговый дисбаланс, импорт значительно превышает экспорт, диспропорции между ними возросли с 2,9 раза в 2000 году до 4,7 раза в 2009 году;
  • теневая экономика в Армении составляет по мнению экспертов 35-40%, а если верить оппозиции, то все – 70%;

3) Политический фактор – нестабильность политической системы.

Армения по индексу Transparency International восприятия коррупции заняла 120-оe место из 180 стран.

Кризис в Армении: особенности падения и подъема

Правительство, конечно, не сидело, сложив руки, уточняют аналитики Академии трейдинга Masterforex-V:

  • были увеличены госинвестиции в инфраструктуру, систему водоснабжения и орошение;
  • мелкий и средний бизнес освободили от НДС и проверок;
  • главным экспортёрам — дали беспроцентные ссуды.

Благодаря принятым мерам экономика страны хотя и медленно, но вошла в стадию восстановления. Согласно данным Статистического комитета СНГ, лидером темпов роста промышленного производства в первом полугодии 2010 года стала Киргизия – 41,8%, а вот на втором месте оказалась Армения – 12,3%, тогда как в Азербайджане только 3,5% роста. По росту ВВП среди стран СНГ Армения на четвёртом месте – 6,7%, а вот у Азербайджана – 3,7%. Ожидается, что в этом году рост ВВП составит 4%. Объём внешнеторгового оборота в январе-сентябре этого года увеличился на 23,6% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Очевидно, чем ниже упал, тем выше отскочил.

Потенциал Армении для будущих инвесторов

Армения, безусловно, имеет потенциал развития. В этой связи можно вспомнить, что с 2000 по 2009 годы ВВП страны вырос примерно в 3 раза, промышленное производство – в 2,2 раза. Армения на протяжении нескольких докризисных лет демонстрировала двузначный экономический рост (в 2007 году рекордные – 13,8%). Не случайно же в мировом рейтинге нестабильных (несостоявшихся) государств (Failed States) американского журнала Foreign Policy Армения заняла 101 место, тогда как Грузия – 33-е, а Азербайджан – 56-е место (чем ниже страна в рейтинге, тем стабильнее).

Преимущества и потенциал Армении:

  • особые отношения с Россией. В стране работает 1400 предприятий с российским капиталом, причём в таких стратегических сферах, как энергетика, транспорт и связь.
  • диаспора или, как говорят сами армяне, “национальная сплоченность армянского народа в мире”.
  • геостратегическое положение. Армения находится на перекрёстке путей, соединяющих страны Востока и Запада, торговых путей между Ближним и Средним Востоком и Европой, поэтому её рассматривают как трансконтинентальное государство;
  • Армения единственная из 5 стран региона имеет АЭС;
  • туризм. Страна привлекает многих своей первозданной красотой, чего только стоит озеро Севан со знаменитой форелью, древний монастырь Эчмиадзин или горнолыжный курорт Цахкадзор.
  • высококвалифицированные кадры.

Наиболее привлекательные отрасли экономики для ивестирования.

Довольно перспективными по мнению экспертов Академии трейдинга Masterforex-V являются:

  • золоторудные проекты,
  • алмазообработка,
  • туризм,
  • отрасли информационных технологий,
  • проекты строительства крупных металлургических заводов.

Страна собирается развивать транспортную инфраструктуру, планирует строить железные дороги и автомагистрали, чтобы соединить Иран с портами Грузии. Вообще, Армения, с её большим инвестиционным потенциалом, может стать торгово-экономическим мостом, соединяющим соседние страны, более того, региональным финансовым центром.

Но инвесторам при принятии решений следует иметь в виду ряд рисков:

  • зависимость Армении от общемировых процессов,
  • страна уязвима с точки зрения внутриполитической стабильности, радикальная оппозиция после долгого перерыва в этом году вновь заявила о себе,
  • нехватка ликвидности у банков,
  • зачаточность армянского фондового и валютного рынков,
  • «олигархическая структура» экономики. Олигархи контролируют импорт, монополизировали важнейшие отрасли экономики,
  • налоговая система Армении не столько сложная, сколько запутанная. В налоговых доходах Армении ключевую роль играет НДС (в январе-мае этого года – 50,6% в общем объеме поступивших в госбюджет налогов), причём этот налог недифференцированный;
  • в налоговой и таможенной областях есть проблемы с прозрачностью и равными условиями для предпринимателей. Попытки правительства провести мягкую налоговую реформу, с тем, чтобы перенаправить часть теневого капитала в государственный бюджет, пока блокируется,
  • социальная направленность экономики страны. Расходы на социальную сферу в госбюджете 2011 года планируются беспрецедентные – повышение социальных льгот на 15%, пенсий – на 10% и т.д. Социальные расходы составят более 27%.

И всё же Армения довольно либеральное государство, власти которой всячески поощряют иностранных инвесторов:

  • более-менее благоприятный инвестиционный климат,
  • отсутствуют ограничения на передвижение капитала,
  • достаточная стабильность банковской системы,
  • институт права собственности отличается прочностью.

По данным Всемирного банка, по индексу упрощённости ведения бизнеса, Армения занимает 43-е место (на 7 пунктов выше, чем в 2009 году):

  • в сфере регистрации собственности (5-е место),
  • основания нового бизнеса (21-е место),
  • в сфере получения кредитов (43-е место), хотя в индексе «Защита инвесторов» – с 5-го места переместилась на 93-е,
  • в сфере уплаты налогов (153-е место). В ежегодном рейтинге свободы экономики, подготовленном специалистами аналитического центра Heritage Foundation, Армения хотя и опустилась с 31-го на 38-е место, но стоит значительно выше соседнего Азербайджана (96-е место).

И, наконец, для постсоветских инвесторов немаловажное значение имеет географическая близость Армении, отсутствие виз, постсоветская ментальная близость и знание русского языка.

Азербайджан

Экономический обзор

Во время советского периода, Азербайджан всегда был промышленно более развит, чем Армения и Грузия, также и менее диверсифицированным, в результате медленного потока инвестиций в нефтяной сектор. С тех пор многие месяцы мы слышим, что экономика Азербайджана становится все лучше и лучше с каждым днем.

Экономика Азербайджана на протяжении почти 70 лет развивалась как часть экономики СССР, с ориентацией главным образом на российский рынок. Основными отраслями хозяйства были нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность и сельское хозяйство. В 1960-1980-е годы в республике развивались машиностроение, химическая, текстильная, пищевая и другие отрасли промышленности. Война в Карабахе и политическая нестабильность привели к значительному падению производства в 1988-1994. После заключения армяно-азербайджанского соглашения о прекращении огня в зоне конфликта в мае 1994 и стабилизации политической обстановки экономический спад был остановлен. Уже более века основой экономики Азербайджана была нефть, которая составляет 10 процентов от ВВП Азербайджана в 2005 году, и, удвоилась почти до 20 процентов ВВП в 2007 году. Теперь когда западные нефтяные компании в состоянии выявить глубоководные месторождения, нетронутые Советом из-за плохих технологий, Азербайджан считается одной из наиболее важных зон в мире по добычи и развитии нефти. Подтвержденные запасы нефти в Каспийском бассейне, которые Азербайджан разделяет с Россией, Казахстаном, Ираном и Туркменистаном, сравнимы с размерами Северного моря, хотя исследования еще на ранних стадиях. Азербайджан заключил 28 соглашений о разделе продукции с различными нефтяными компаниями. Новый трубопровод и системы маршрута доставки для природного газа по южному коридору в Европу в настоящее время рассматриваются и обговариваются. В конце 1990-х, в сотрудничестве с Международным валютным фондом (МВФ), Азербайджан проводит успешную программу экономической стабилизации, с ежегодным ростом более 10% с 2000 года. В 2009 году валовой внутренний продукт в Азербайджане вырос на 9,3%, с ростом в 2010 году оценивается в 9,8%.

Азербайджан и международные организации

В настоящее время Азербайджан имеет торговые связи с 140 странами мира, является членом ряда международных экономических организаций, в том числе осуществляется процесс вступления в члены Всемирной Торговой Организации. 21 декабря 1991 Азербайджан вступил в Содружество независимых государств (СНГ). 2 марта 1992 он был принят в ООН, а позднее присоединился к другим международным организациям. Азербайджан имеет статус приглашенного члена в Совете Европы и является членом Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), организации «Исламский конгресс» (ОИК), ОБСЕ, программы НАТО «Партнерство во имя мира», Всемирной торговой организации (ВТО) со статусом наблюдателя и др.

Основные отрасли промышленности Азербайджана

Азербайджан — индустриально-аграрная страна с высокоразвитой промышленностью и многоотраслевым сельским хозяйством. Быстрыми темпами развиваются металлургическая, химическая, лёгкая промышленность. В нач. 21 в. экономика Азербайджана приобретает в основном сырьевую направленность. Это касается не только промышленности, но и сельского хозяйства, где значительно сократились объёмы посевных площадей технических культур (например, табака, хлопка).

Важнейшее место в экономике Азербайджана занимают:

  • нефте- и газодобывающая промышленность,
  • нефтеперерабатывающая промышленность,
  • химическая промышленность (минеральные удобрения, синтетический каучук, автомобильные шины и др.),
  • машиностроительная промышленность,
  • горнорудная промышленность (добыча железной руды и алунита) и цветная металлургия,
  • пищевая промышленность (консервная, чайная, табачная, винодельческая),
  • легкая промышленность (хлопкоочистительная, хлопчатобумажная, шелковая, шерстяная, ковроткацкая)

Нефтегазовые запасы Азербайджана привлекательны для иностранных нефтяных компаний.

Второй по значению сектор – сельское хозяйство. Из общей площади страны на сельскохозяйственные земли приходится 46% (ок. 4 млн. га), причем половину из них занимают пастбища. Выращивают зерновые, технические (хлопок, табак), субтропические (гранат, чай, цитрусовые, хурма) культуры, виноград. Производится натуральный шелк.

Бизнес-среда Азербайджана

Азербайджан приложил усилия по модернизации и реформированию экономики. Всемирный банк назвал Азербайджан “лидером по проведению реформ” в своем докладе “Ведение бизнеса-2009” , отражая его значительные усилия по упрощению внутренних нормативных требований. Правительство приняло нормативно-правовые реформы в некоторых областях, в том числе существенное открытие торговой политики, но неэффективного государственного управления, в котором коммерческие и нормативные интересы сводятся воедино и ограничивают воздействие этих реформ. Правительство в основном завершило приватизацию сельскохозяйственных земель и малых и средних предприятий. Азербайджан все еще страдает от произвольного налогового и таможенного управления, судебной системы, которой не хватает независимости, монополистического регулирования рынка, и системной коррупции. Регистрации бизнеса увеличились на 40% в первые 6 месяцев. В Азербайджане также устранены минимальные отсечки кредита в размере $ 1100, более чем вдвое число заемщиков покрываются за счет кредитного регистр. Кроме того, налогоплательщики теперь могут подать заявление и платить налоги в Интернете. Обширные реформы Азербайджана перенесли его далеко от 97 до 33 в в мировом рейтинге лёгкости ведения бизнеса .

Инвестиции в Азербайджане

Определенная стабильность в стране и длительное перемирие в зоне карабахского конфликта позволяет Азербайджану привлекать зарубежные инвестиции для развития добычи и транспортировки нефти. Азербайджан лидирует среди стран СНГ по темпам роста иностранных инвестиций (от 10 до 50% в год). Со второй половины 1990-х годов происходит рост капиталовложений в разные отрасли экономики, прежде всего за счет внебюджетных средств. За период с 1996 по 2000 сумма иностранных инвестиций составила 5 млрд. долл. До 50% зарубежных инвестиций поступает на развитие машиностроения, средств связи, в пищевую промышленность, сектор услуг и др.

Основные иностранные инвесторы. Правительство Азербайджана подписало несколько важных соглашений о разработке нефтяных и газовых месторождений.

Самым важным фактором интереса инвесторов являются природные ресурсы Азербайджана, основная часть которых была слабо исследована из-за недостатка материальных средств и устаревшего технологического оборудования. Привлечение иностранного капитала в определенной степени обусловливается заинтересованностью азербайджанской стороны в реализации крупных инвестиционных проектов, в связи с чем, правомерно отметить участие в инвестиционном процессе в Азербайджане крупных транснациональных корпораций (ТНК). В целом, за последние годы заметно увеличились портфельные инвестиции в экономику Азербайджана, на сегодня в Азербайджане обосновалось более 20 крупных инвестиционных институтов.

Основные отрасли для инвестирования:

  1. инвестиции в нефтяной сектор 51,5%;
  2. Инвестиции в промышленность составили 194,8 млн. манатов (-25,1%);
  3. инвестирование электроэнергетического, газового и водного секторов (50,8 млн. манатов, +5,6 раза);
  4. сельскохозяйственной отрасли (11,4 млн. манатов, рост в 3 раза);
  5. жилищного строительства (24,7 млн. манатов);

Капиталовложения в транспортный сектор, складское хозяйство и сектор связи (25,8 млн. манатов).

В стране созданы стабильные политические и экономические условия. Важнейшими сравнительными преимуществами азербайджанской экономики являются следующие:

  • Азербайджан богат природными ресурсами, особенно углеводородным сырьём;
  • Уровень образования населения достаточно высок, почти половина населения соответствующего возраста имеет техническое или высшее образование, остальное население в основном имеет среднее образование. Высок уровень квалификации учёных, инженеров, врачей, учителей и т.д.;
  • Азербайджан обладает развитой инфраструктурой, включающей развитую дорожную сеть, основные ирригационные системы, хорошую сеть железных дорог, значительные мощности по выработке электроэнергии, кабельные телекоммуникации.

Законодательная база Азербайджана

В стране осуществляется непрерывная работа для создания благоприятного инвестиционного климата. Проводится ряд мер по совершенствованию законодательной базы. Подготовлены проекты законов “Об инвестиционной деятельности” и “О специальных экономических зонах”. Законодательной базой налоговой системы в стране является вступивший в силу с 1 января 2001 года Налоговый Кодекс Азербайджанской Республики.

В последнее время в налоговой системе произведены следующие изменения:

  • Налог на прибыль предприятий и организаций снижен с 35% до 25%;
  • Налог на добавленную стоимость снижен с 28% до 18%;
  • Максимальный уровень налогов, взимаемых с прибыли физических лиц, снижен с 55% до 35%; • Выплаты на социальное страхование снижены с 40% до 27%;
  • Общее число налогов снижено с 15 до 9;
  • Начиная с 2001 года предприниматели, занятые в сельском хозяйстве, сроком на 3 года освобождены от всех видов налогов, за исключением земельного налога;
  • Начиная с 2003 года с целью дальнейшего поощрения развития предпринимательства в регионах страны применяются дифференцированные ставки налога на прибыль.

С целью устранения двойного налогообложения и взаимном поощрении и защите инвестиций Азербайджан подписал ряд соглашений с иностранными государствами, в том числе с Францией, Австрией, Великобританией, Норвегией, Турцией, Казахстаном, Молдовой, Россией, Украиной, Грузией, Узбекистаном, Беларусью.

До недавнего времени иностранные инвестиции весьма успешно привлекались в основном в нефтяной сектор. В нефтяном секторе наиболее активно иностранные инвестиции осуществлялись в развитие производственной и социальной инфраструктуры, городского хозяйства. Крупные инвестиции в строительство были осуществлены турецкими компаниями.

В настоящее время стратегическими приоритетами для вложения инвестиций в Азербайджан являются:

  • Инвестиции в переработку возрастающих объёмов сельскохозяйственной продукции;
  • Инвестиции в создание высокоэффективной инфраструктуры, в частности в энергетике, телекоммуникационных услугах, в системах водо- и газоснабжения;
  • Инвестиции в расширение и обновление отраслей промышленности, обслуживающих нефтяной сектор;
  • Учитывая колоссальные возможности Азербайджана по добыче газа, перспективно развиваются отрасли, основывающиеся на газе. Нефтяные доходы страны рассматриваются как источник долгосрочного и стабильного развития экономического потенциала страны. Поэтому доходы Азербайджана от экспорта нефти накапливаются в Нефтяном Фонде. Правительство придаёт особоё значение развитию нефтяного сектора с привлечением иностранного капитала. Иностранные инвестиции рассматриваются как средство ввоза современных технологий, повышения конкурентоспособности экономики Азербайджана.

Грузия

За последние годы Грузия превратилось в динамично развивающуюся страну с темпами роста, одними из самых высоких в мире (в лучшем 2007 году, по данным МВФ, темпы роста ВВП составляли более 12%, конечно, точка отсчёта была практически нулевой). Если в 2003 году в госбюджете Грузии было всего $400 млн., то в 2009 году – $4 млрд. Американское Агентство международного развития определило эти преобразования как «самые обширные, глубокие и быстрые реформы, проведенные какой-либо из стран в мире за последние 50 лет».

Среди важнейших составляющих грузинских перемен:

1) резкая либерализация её экономики – в стране реально минимизировали государственное регулирование всех сфер жизни. В рамках этой политики:

  • за короткое время отменили 84% лицензий и разрешений, регулирующих ведение бизнеса государством, причём процесс этот продолжается. Оставили их в основном только на важные виды деятельности, например, касающиеся здоровья людей.
  • теперь собственность и бизнес регистрируются по принципу «единого окна». Успехи Грузии по части создания благоприятного регуляторного климата в этом году были отмечены Всемирным Банком, определившем ей 11-е место в мировом рейтинге лёгкости ведения бизнеса (несколько лет назад она занимала 59-е место). Грузия по этому рейтингу опередила не кого-либо, а Швейцарию, Францию и Германию с Японией;
  • Грузия ликвидировала: санэпидемстанцию, пожарную инспекцию и ещё десятки проверяющих органов, паразитировавших на бизнесе;
  • был отменён ряд налогов и снижены оставшиеся (с 21 вида налогов количество налогов уменьшилось до 6 – подоходный налог – 20%, налог на прибыль, НДС, акцизный налог, налог на недвижимость и таможенная пошлина). Кстати, число таможенных тарифов сокращено до двух ставок (0% и 12%), прежде их было 16 и доходили они до 30%. Установлен нулевой таможенный тариф на импорт 90% товаров. Таможня там не занимается выбиванием налогов, а контролирует товарооборот, поддерживая отечественных товаропроизводителей умеренным протекционизмом;
  • радикально упрощены таможенные процедуры, открытые базы данных, чёткий норматив реагирования на обращения граждан. Фискальная нагрузка на бизнес в Грузии составляет 26. В общем, неслучайно Forbes в этом году по лёгкости уплаты налогов назвал Грузию самым либеральным режимом Европы и четвертым в мире после Катара, ОАЭ и Гонконга. В результате, в стране был создан благоприятный бизнес-климат. И сегодня зарегистрировать иностранную компанию там можно быстро и легко – всего четыре процедуры, занимающие четыре дня. Условия регистрации предприятий одинаковы для резидентов и нерезидентов. Иностранцы могут работать без разрешений на работу, без ограничений на право репатриации капитала. Для иностранцев нет ограничений по собственности на городскую недвижимость или землю;
  • одновременно и параллельно был ужесточён режим сбора налогов.;
  • проведена радикальная и масштабная приватизация. С 2003 года в маленькой стране было приватизировано около 4 тыс. объектов на общую сумму $1,38 млрд. (среди инвесторов – арабы, турки, украинцы и, конечно, россияне, занимающиеся, например, производством и распределением электроэнергии – РАО ЕЭС).
  • жёсткая социальная политика. В стране практически ликвидированы бесплатная медицина, жильё и прочие социальные программы.

2) борьба с коррупцией:

  • была проведена тотальная чистка и сокращение госаппарата (на 20%), что позволило одновременно существенно поднять зарплаты, например, министру, в 15—20 раз;
  • существенно сужены и ликвидированы права и властные полномочия чиновников государственного аппарата Грузии;
  • сотни чиновников (мэры, губернаторы, министры, судьи) арестовывались за коррупцию, причём происходило это публично, перед телекамерами. При этом там не особенно переживали по поводу «презумпции невиновности» и позволяли просто откупиться (!) от наказания;
  • реформирование ГАИ;
  • реформа МВД, проведённая по аналогии с реформированием ГАИ. Страна стала наименее криминализированной и коррумпированной в регионе. Более того, по данным Transparency International, Грузия является ведущей страной постсоветского пространства (за исключением стран Балтии).

3) авторитарная политическая система. У президента сегодня практически неограниченная власть:

  • большинство в парламенте, причём, конституционное, контролирует пропрезидентская партия «Единое национальное движение»;
  • власть абсолютно контролирует судебную систему страны;
  • оппозиция, безнадёжно раздробленная на целый ряд мелких партий, воюющих друг с другом и ненавидящих друг друга, не представляет собой ничего серьезного;
  • преследование инакомыслящих. Оппозиция утверждает, что грузинские тюрьмы сегодня переполнены политическими заключёнными;
  • контроль власти над телевидением и СМИ;
  • суровое уголовное законодательство;
  • 11% госбюджета, идущие на нужды МВД.;
  •  и наконец, уже подготовлены поправки к конституции, по которым полномочия Президента в 2013 году должны перейти отчасти парламенту, отчасти – к президенту.

Льготы Грузии для инвестора

Приходится констатировать, что хотя по качеству инвестиционного климата страна ушла вперёд по сравнению со многими постсоветскими странами, пока инвесторы остерегаются вкладывать серьёзные деньги в Грузию. Между тем, Всемирный банк называет Грузию одной из наиболее открытых стран для иностранных инвестиций. Согласно Индексу экономической свободы, Грузия занимает 26-е место среди 183 стран. Грузинские экономисты уверены, что в этом году ВВП превысит 6%. Эти факты являются важным стимулом для потенциальных инвесторов. Для более активного их участия в экономике Грузии власти обещают:

  • ввести льготные налоги для IT компаний: иностранные компании будут выплачивать налоги в минимальном размере;
  • развивать изрядно забытый, но потенциально выгодный источник доходов – туризм. Уже заявлены амбициозные планы – привлечь через несколько лет пять миллионов туристов. Пока же обветшалые, разорённые турбазы и санатории нуждаются в серьёзных инвестициях;
  • привлекают внимание к выгодному географическому расположению страны как важному экономическому активу. Действительно, через Грузию проходят артерии, связывающие Восток и Запад, Азию и Европу, она является важным звеном многих транзитных проектов – NABUCCO, транспортировка сжиженного и сжатого газа;
  • учитывая значительные гидроресурсы Грузии, страна может превратиться в производителя дешёвой электроэнергии.

По предварительным данным Службы статистики Грузии (Сакстати), которые были опубликованы 14 декабря, приток прямых иностранных инвестиций в Грузию в третьем квартале 2010 года сократился на 7,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 160,4 млн. долларов США. В итоге, объем инвестиций за январь-сентябрь 2010 года составил 443 млн. долларов США, что на 6,6% меньше показателя аналогичного периода за прошлый год. В третьем квартале 2010 года больше всего прямые иностранные инвестиции в Грузию поступили из Нидерландов – 27,9 млн. долларов; Далее следуют США – 21,6 млн. долларов; Россия – 18,6 млн. долларов, Азербайджан – 16,2 млн. долларов и ОАЭ – 13,5 млн. долларов. Большая часть прямых иностранных инвестиций – 49,7 млн. долларов США (31%) в третьем квартале привлек финансовый сектор; Далее следуют сферы отрасли транспорта и связи – 40,5 млн. долларов США (25%); недвижимость – 33,6 млн. долларов США (21%) и энергосектор – 16 млн. долларов США (10%).