Советы по деловому этикету в Украине
Деловые люди, планирующие обосновать и развивать свою деятельность на рынке Украины, извлекут большую выгоду из соблюдения местного делового этикета. Знакомство с этими правилами и их использование дает преимущество в работе с украинскими партнерами.
Имейте ввиду, что украинская культура может иногда казаться фаталистической, а люди сначала могут выглядеть недружелюбными. Иногда жизнь в Украине нестабильна и непредсказуема, именно это заставляет некоторых людей придерживаться этой фаталистической точки зрения. Как только Ваши украинские коллеги узнают Вас поближе, они становятся дружелюбными и гостеприимными. Показав свою осведомленность в украинском деловом этикете, Вы произведете хорошее впечатление на своих коллег и продемонстрируете свое хорошее положение в деловом мире.
Деловой этикет во время встреч
Правильный деловой этикет для встреч с украинцами отличается от того, что принят в Европе и многих других странах. Вот лишь некоторые рекомендации, которые могут помочь Вам должным образом взаимодействовать со Вашими украинскими коллегами:
- Используйте звания — обращайтесь к своим украинским коллегам, используя звание и фамилию при первой встрече. Если Ваш украинский коллега не имеет профессионального или ученого звания, используйте приставку «Пани» (для женщин) или «Пан» (для мужчин) вместе с ее или его фамилией.
- Стройте отношения — украинцы любят строить бизнес со знакомыми людьми. Расчитывайте на небольшой разговор в начале встречи со своим украинским коллегой для знакомства с Вами. Позвольте ему переключить тему беседы с личной на деловую.
- Будьте дипломатичны — в разговоре с малознакомыми украинскими коллегами будьте осторожны с их чувствами, донося свою информацию. После того, как Вы познакомитесь ближе, расчитывайте на более откровенный разговор. Если Вы не говорите по-украински, подумайте о том, чтобы нанять украинского переводчика, чтобы продемонстрировать свой профессионализм и облегчить общение.
- Одевайтесь формально — мужчины носят костюм с галстуком, женищины — деловой костюм или платье.
- Указывайте ученые степени на визитных карточках — украинцы уважают ученые звания. Кроме того, пожалуйста, переведите одну сторону своей визитки на украинский или русский.
- Пожимайте руки — используйте рукопожатия со своими украинскими коллегами при первой встрече. Пожалуйста, поддержите зрительный контакт и повторите свое имя во время рукопожатия. Также пожимайте руки при прощании.
Другие полезные советы по украинскому деловому этикету:
- Не намеревайтесь строго следовать повестке дня. Украинцы воспринимают намеченную программу как рекомендации к предстоящему разговору. Не удивляйтесь, если часть разговора во время встречи иногда не будет иметь отношения к бизнесу.
- Сделайте это и произведите впечатление на своих украинских коллег тем, что предоставите им все документы, которые понадобятся во время встречи, переведенными на украинский язык.
- Правительство играет важную роль в деловой атмосфере Украины. Личные знакомства в органах управления очень важны для ведения бизнеса. Правила, которыми руководствуется Правительство при взаимодействии с субъектами хозяйствования не всегда ясны. Это разочаровывает украинских и иностранных бизнесменов в равной мере.
- Всегда учавствуйте в тостах за обедом с украинскими коллегами. Если Вы не пьете, пожалуйста, сошлитесь на медицинские ограничения. Если Вы не пьете алкогольный напиток, не чокайтесь во время тоста. Хозяин тостует первым. От Вас будут ждать ответного тоста далее во время застолья.
- Деловые встречи часто происходят за столом, так как это помогает строить взаимоотношения. Не стоит удивляться, получив приглашение на деловую встречу с застольем в дом Вашего коллеги.
- Украинцы действуют согласно традиционных гендерных ролей. Украинские мужчины открывают дверь женщинам, наливают им напитки и зажигают их сигареты.
- Некоторые украинцы суеверны. Пожалуйста, не пожимайте руки через порог. Кроме того, не передавайте ничего через порог. Оба действия считаются плохой приметой.
Достоинства, почитаемые в русскоязычных странах:
- Взаимоотношения
- Гостеприимство
- Традиционные гендерные роли
Интеллигентность и умение держаться достойно в обществе деловых партнеров должны быть присущи всем современным предпринимателям. Важными являются такие элементы воспитанности, как вежливость, непринужденность, достоинство и тактичность.
Зайдя в помещение, где находятся люди, нужно поприветствовать легким наклоном головы всех незнакомых и пожать руку знакомым. На улице приветствуют легким наклоном головы без каких-либо восклицаний. Сидя за столом в кафе или ресторане, также принято приветствовать знакомых лишь наклоном головы. Мужчина первый здоровается с женщиной, младший по возрасту – со старшим, подчиненный – со своим руководителем и т.п.
К приветствию рукопожатием мужчинам рекомендуется прибегать всегда, женщинам – по взаимному согласию. Когда мужчину представляют женщине, руку первой протягивает женщина. В некоторых случаях мужчина первым подает руку женщине, но только тогда, когда он намного старше по возрасту или стоит несравненно выше по служебному положению.
Важным элементом вежливости в деловом общении является представление. Этикет предусматривает соблюдение и в этом вопросе определенных норм поведения, которые определяют, когда и как необходимо представлять и самому быть представленным. Большое значение имеет момент представления. Следует избегать при этом (не допускать) чрезмерной фамильярности, лучше употреблять простые фразы. Когда мужчину представляют женщине, он должен встать и слегка поклониться, а женщина остается сидеть.
Этикет делового поведения требует, чтобы бизнесмены, которые приглашены на прием, строго придерживались правил относительно одежды, поведения за столом, общение, обмена визитными карточками и т.п. Так, на все приемы, которые устраиваются до 20 часов, мужчинам можно надевать костюм любого неяркого цвета, а на приемы, которые начинают в 20 часов и позднее, рекомендуется костюм черного или другого цвета. На все виды приемов следует одеть белую (не трикотажную) рубашку с галстуком любого, но не яркого (можно черного) цвета. К строгим костюмам следует надеть ботинки темно-коричневого или черного цвета.
Важным моментом является внешность и одежда женщины-бизнесмена. Деловая одежда отличается классическим кроем, неяркими цветами, многофункциональностью. Основной деловой одеждой женщины является костюм. Платья носят лишь однотонные и только летом; прическа, макияж и бижутерия должны органически дополнять деловой костюм (юбку, жакет, блузку). Прическа должна быть строгой, но элегантной. Украшений лучше иметь немного, макияж очень скромный, почти незаметный. Следует чаще (по возможности всегда) улыбаться и внимательно слушать собеседника.
Обмен визитными карточками может осуществляться точно по рангу должностей, которые занимают деловые партнеры. При этом обмен должен сопровождаться взаимными легкими поклонами, получив визитную карточку, следует прочитать вслух имя и фамилию собеседника (делового партнера), уточнить его должность.
Важным элементом делового общения и обязательной предпосылкой успешной предпринимательской деятельности являются переговоры. Современные требования относительно ведения переговоров непосредственно связанны с компетентностью и высоким профессионализмом деловых партнеров. Необходимо тщательно готовиться к беседам и переговорам. На вопрос партнера следует отвечать не общими фразами, а демонстрируя знание технических и организационных деталей всех аспектов предмета переговоров. Очень важно, чтобы в переговорах принимали участие не только руководители фирм, а и специалисты и менеджеры, которые знают толк в технических «тонкостях» тех вопросов, которые являются предметом переговоров.
Чтобы достичь желаемых успехов в деловых отношениях, важно владеть тактикой деловых переговоров. Во-первых, необходимо использовать все известные средства влияния на партнера, чтобы заинтересовать его своим предложением. Следует так провести разговор, чтобы партнер сам высказал соображения, которые от него было желательно услышать. Во-вторых, в процессе переговоров необходимо обнаруживать исключительное внимание к партнеру, быть максимально заинтересованным слушателем. В-третьих, переговоры должны всегда осуществляться в вежливо-благосклонном тоне; все нетактичные (тем более грубые) методы переговоров не допускаются. В-четвертых, обязательным условием успешных переговоров есть правильный и убедительный язык, уверенный тон. В процессе выступления на переговорах важно акцентировать внимание на главной мысли, изменять тон и темп языка, делать паузы до и после важных высказываний. Определенное значение имеют не только произнесенные слова, но и невербальные средства общения (выражение лица, взгляд, жесты и т.п.).